Существуют разные способы вулканизации. С их применением легко и быстро можно устранить повреждение (порезы, проколы колёс) в резиновой камере велосипеда или покрышке авто.
Вулканизация резины делится на холодную и горячую. Горячий способ отличается от холодного – заплатка накладывается на шину с помощью нагрева, с использованием специального оборудования. Отремонтированная камера колеса прослужит ещё долго, а домашние условия – не помеха для того, чтобы выполнить ремонтные работы. Это под силу любому владельцу транспортного средства: и велосипедисту, и автомобилисту.
Вулканизация резины – что это такое, и какой она бывает?
Вулканизация – это процесс, во время которого резина приобретает прочность, жёсткость и эластичность. Это может происходить как при воздействии тепла (горячий метод), так и без него (холодный метод). Мастерская или домашние условия – неважно, латку накладывать просто. Для этого потребуется резина от ненужной камеры или небольшая заплатка из купленного набора для проведения ремонта. Есть ещё один вариант – сырая резина. Она продаётся в рулоне и используется для повышения прочности. Этот материал пластичный, он быстро прилипает. Однако важно не забыть ознакомиться с инструкцией.
Холодный метод
Материал для выполнения ремонта вперве появился в Соединённых Штатах Америки ещё перед Второй мировой войной – в 1939 г. Он стал востребован у владельцев авто и велосипедистов ещё тогда, но остался популярен. Благодаря особенностям материала ремонт легко выполнить в домашних условиях, обращаться в мастерскую не нужно. Для этого потребуется набор для ремонта: холодная сырая резина, заплатки разных размеров, шкурку, клей и пластырь. Сырая резина быстро вступает с клеем в физико-химическую реакцию, в результате заплатка идеально приклеивается.
Холодный метод простой, в нём нагрев не применяется. Для ремонта не потребуются инструменты. Каждый велотурист имеет набор, который быстро выручит в нужный момент. Он занимает немного места в рюкзаке, а для замены камеры потребуется всего 10 минут, и камера будет восстановлена.
Горячий метод
Этот способ немного сложнее холодного из-за того, что для его выполнения нужен вулканизатор. Они бывают двух видов: электрические и бензиновые, и работать с ними должен специалист.
Процедура такова: при сжигании бензина или использовании электричества с применением поршня температура сырой резины поднимается примерно до 90 ℃. После этого заплатку в нагретом виде прикладывают к повреждённому участку. Благодаря процессу вулканизации камера восстанавливает свои свойства.
Есть ещё одна хитрость: работа проходит намного быстрее, если температура увеличена до 147-150 ℃. Тогда на весь процесс требуется от 8 до 10 минут. Однако нужно быть осторожным и держать температуру на нужной отметке. Если же температура поднимется выше 150 ℃, резина портится и утрачивает свои свойства. Ремонт становится невозможным.
Горячая вулканизация в домашних условиях
В идеале «домашние условия» – это дача. Нагреть резину следует над костром. Температура в домашних условиях легко определяется по таянию сахара – он плавится при температуре 145 ℃. В виде струбцины применяют камень, деревянный чурбан или другой тяжёлый предмет. Вулканизация займёт 20 минут. Начать эксплуатацию шины можно сразу после ремонта.
Горячая вулканизация осуществляется даже зимой, и запылённость резины ей не мешает.
Температура вулканизации зависит от типа резины. Но температуры выше 150 ℃ допускать нельзя – каучук обугливается, в результате в резине появится дыра. Для успешного итога нагревать шину следует равномерно.
Виды ремонта
В целом вулканизацию можно разделить на несколько видов:
- Применение цемента. Баллон с вулканизатором легко купить в магазине. Самые популярные бренды – Top, RAD, BL, Abro, Zefal. Баллоны находятся под давлением, продают их в банках, в виде аэрозоля. В состав входит органическое вещество. Это углеводород, не опасный для здоровья людей. Работу проводить можно без маски и других средств индивидуальной защиты. Требуется соблюдать температуру 18 ℃. Используется состав и для вулканизации горячим способом. Предмет, который послужил причиной прокола резины, вынимают, а затем направляют аэрозоль на место прокола. Как видно, домашние условия не мешают такому виду ремонта, и сырая резина не понадобится.
- Склейка холодным способом с применением специального клея. Метод простой. Специальный набор для ремонта продаётся в магазине для велосипедистов и автолюбителей. Комплектация для велосипедных и автомобильных покрышек различается. В неё входят клей и разнообразные латки из сырой резины. Повреждённый участок резины обрабатывают абразивом. Нужно обезжирить участок и удалить пыль с резины. Для приклеивания заплатки сырой резины потребуется усилие, лучше придавить тяжёлым предметом. Холодная вулканизация – простой процесс, домашние условия могут обеспечить почти всеми материалами.
- Использование жидкой резины. Потребуется рулон или смесь из каучука, в неё входит наполнитель и отвердитель. Продукция востребована в строительстве, она является отличным методом гидроизоляции, однако может использоваться и в домашних условиях. После напыления материал приобретает единое покрытие. Полученное покрытие устойчиво к влаге, ультрафиолету, и безопасно для экологии.
Надёжность резины после ремонта
Есть одно правило: новая покрышка всегда лучше. Однако ремонт при боковых проколах покрышек с применением вулканизации горячим способом – это возможность восстановить прочность колеса на 90%. Покрышка сможет прослужить один или два сезона.
Холодный способ с применением клея позволит получить хороший результат даже в домашних условиях. При тяжёлом повреждении потребуется разбортовка колеса для монтажа заплаток из сырой резины внутри. Если на колесе образуется грыжа, то его лучше заменить.
Преимущество ремонтных работ – их дешевизна. Новую покрышку купить значительно дороже. Для автовладельцев холодный метод вулканизации – экстренное средство, чтобы владелец транспортного средства смог доехать до сервиса. Горячий метод сложнее, но стоимость ремонта низкая, а результат превосходный.
Вулканизация может продлить срок эксплуатации камеры как при боковых, и так и при продольных порезах, и ей не мешают домашние условия. Однако есть одно «но»: процедура восстановления влияет на характеристики колеса, смещая в сторону центр тяжести. Это может привести к небольшому дисбалансу, сказаться на управлении транспортным средством. Допускать этого нельзя, выполняйте балансировку после процесса восстановления покрышки.
Проведение ремонта резины с использованием специального пресса
Вулканизация – это недорогой способ. Для выполнения задачи потребуются: наждачная бумага, бензин, латка, вулканизатор. Заготовки вырезают из автомобильной камеры. Они должны иметь размер больше, чем повреждённый участок.
Камеру зачищают наждачной бумагой на отрезке, где будет проводиться ремонт, и натирают бензином для хорошей сцепляемости. У латки края закругляют примерно на 45 градусов. После всех манипуляций отправляем резину под пресс на 13 минут. Между резиной и вулканизатором рекомендуется положить лист бумаги. Материал приклеится намертво. После ремонта требуется выполнить балансировку колеса.
Вулканизатор представляет собой прибор, с применением него осуществляется работа. Он состоит из двух круглых деталей. Камера ставится между элементами и струбциной, после зажимается.
Резина сваривается с каучуком через несколько минут. На время влияют площадь и глубина повреждения шины. В среднем для устранения прокола потребуется 5 минут. Если же пробоина имеет глубину около 3 мм, то вулканизировать нужно 12 мин. На разогрев оборудования потребуется 20 минут, для прогревания подушек – менее 40.
Существуют дорожные автомобильные устройства для выполнения вулканизации. Они имеют небольшое напряжение в 12 В, но для работы с техникой потребуется аккумулятор.
От реагента, который вы выбираете для вулканизации, зависят характеристики резины и влияние негативных факторов. Среди них: воздействие агрессивных сред, скорость сжатия, сопротивляемость при термоокислении и влияние температуры.
Резина изготовлена из каучука и дополнительных веществ. В разных случаях дополнительные компоненты содержат активаторы, мягчители, антиокислители. Они помогают смеси взаимодействовать с другими составляющими. Они снижают расход сырья и улучшают метод вулканизации в домашних условиях.
К наполнителям относится сажа, а также мел. Они улучшают прочность, стойкость к истиранию. Мягчители необходимы для улучшения свойств при обработке, снижают у резины вязкость.
Плюсы и минусы горячей и холодной вулканизации
Оба способа позволяют осуществлять ремонт самостоятельно. Он занимает небольшое количество времени, что является преимуществом. К недостаткам холодного метода относится недолговечность – например, машина с заплаткой на шине способна проехать 25 километров. Однако такой ремонт может продлить срок эксплуатации шине велосипеда.
Для горячего метода потребуется специальное оборудование. Способ прочный и надёжный, срок эксплуатации резины можно продлить на 2 сезона.
С применением оборудования легко выполнить вулканизацию. Процесс проходит быстро. Вулканизаторы отличаются назначением и размерами. Они подходят и для грузовых машин, и для легкового транспорта. С применением устройства легко контролировать температуру, благодаря этому возможно не допустить её повышения.
Вулканизатор для легкового транспорта компактный, удобный. Он оснащён механическим приводом, мощность его 220 В, а использовать его можно от розетки. Нагрев составляет от 110 до 150 ℃. Оборудование можно заказать для дома или для сервиса. Если вы планируете вулканизировать резину постоянно, то лучше покупать надёжное оборудование. При выборе следует обратить внимание на мощность техники.
Простые агрегаты (переносные) имеют прижимные устройства и пластины для нагрева. Настольные выдерживают большой вес колеса.
В заключение, если вы планируете вулканизировать резину самостоятельно, то возможно применять холодный способ вулканизации или горячий. Первый простой, выполнить его сможет каждый владелец транспортного средства. Второй сложный, для его выполнения требуется специальное оборудование, но после вулканизации шина становится прочной.
Качественный набор для холодной вулканизации можно заказать в магазине для велосипедистов и автолюбителей. Он имеет приемлемую стоимость.