Давление в шинах велосипеда

Давление в шинах велосипеда

Давление в шинах велосипеда — показатель, которому многие велосипедисты не уделяют должного внимания. Однако от его значения зависят комфортность и безопасность катания, продолжительность эксплуатации транспортного средства. Поэтому перед каждым выездом рекомендуется проверять показания при помощи манометра.

Рассмотрим подробнее, как именно влияет давление колес на катание, в чем измеряется показатель и каковы его оптимальные значения.

На что влияет давление в шинах велосипеда

Перекаченные или недокаченные шины ощущаются на дороге по-разному. Схожесть лишь в том, что в обоих случаях ездок ощущает дискомфорт:

  1. Если уровень давления слишком завышен, из-за чрезмерной упругости способность колес к амортизации снижается. Оно становится уязвимым к камешкам, гвоздям, стеклам — острым предметам, которые могут встретиться на дороге. При наезде на них шина может лопнуть, а покрышка — слететь с обода. Также ухудшается маневренность. Последнее происходит из-за малой площади соприкосновения покрышки с поверхностью дороги. Поэтому появляются “заносы” на поворотах, которые становятся особенно частыми при движении по скользкой поверхности.
  2. Если упругость колес слишком низкая, то должной амортизации тоже не будет, а потому они могут повредиться. Но произойдет это уже по другой причине: из-за того, что покрышки неплотно прилегают к ободам. В результате если на большой скорости наехать на яму, то ее края проколют камеру в 2 местах. Такой прокол называют “укус змеи”.

Перекаченные и недокаченные колеса легко отличить друг от друга. Это заметно не только при нажатии на резину, но и при езде. В первом случае кататься будет проще, во втором — потребуется приложить несколько больше усилий, чтобы разогнаться. Но если выбирать из двух зол меньшее, то слегка спущенные колеса нанесут велосипеду и наезднику меньше вреда. Однако правильнее воспользоваться манометром и при необходимости подкачать или спустить колесо.

Маркировка на покрышках

Прежде чем перейти к тому, какие значения являются оптимальными, следует обратиться к маркировке покрышек. На них производители указывают минимальную и максимальную границу давления. Она может быть задана в различных единицах измерения:

  1. Для России, стран СНГ и Европы чаще всего используются бары, к которым приравнивается “атмосфера” (BAR).
  2. Американская система измерений использует фунт-силу на квадратный дюйм (Psi).
  3. Реже встречается обозначения в паскалях (Pa).

Соотношение представленных единиц таково: 1 атмосфера равняется 100 kPa или примерно 14,5 Psi. Отличить одно от другого на колесе можно по количеству цифр указанного параметра. “Атмосфера” объединяет единичные значения (2,8-4,5 BAR), Psi — десятичные числа и сотни (40-60), паскалям — шестизначные числа или сокращение kPa (200-350 kPa). Но чаще всего рядом с числом производитель указывает и единицы измерения, поэтому их определение не вызывает трудностей. Иногда на поверхности покрышки также пишут, скольким атмосферам соответствует написанное значение в Psi, и наоборот.

Стандартные значения параметра

Диапазон допустимого давления, который указывают на покрышках, у разных моделей отличается. Он зависит от вида транспортного средства:

  • наименьшие показатели встречаются у городских и горных моделей — 2-4 бар;
  • гибридный велосипед — 3-4 атмосферы;
  • для шоссейных моделей — 5-9 бар.

Приведенные диапазоны довольно абстрактны. Точно сказать, сколько атмосфер должен показывать манометр нельзя. Ведь оптимальное давление колес может отличаться в зависимости от габаритов наездника, манеры езды и т.д.

Однако новичкам можно рекомендовать следующее правило: чем лучше дорога, тем более упругой должна быть воздушная камера. Поэтому для поездок по бездорожью следует накачать велосипед чуть больше минимального значения, а для катания по городским улицам — практически до максимума.

Что влияет на допустимые значения параметра

Существует целый список параметров, от которых зависит, насколько упругой должна быть шина. Одни из них относятся к конструктивным особенностям транспортного средства, вторые — непосредственно к велосипедисту, а третьи — к внешним факторам:

Вид покрышек

Модель велосипеда (шоссейный, горный и т.д.) определяет, из какой резины сделаны его покрышки, какую они имеют ширину, насколько шершавый рисунок у протекторов. Чем шире колеса, чем рельефней грунтозацепы, тем больше пятно контакта шины и лучше сцепление с дорогой. Потому давление в них должно быть ниже, чем в более узких колесах с менее выраженным или отсутствующим рисунком протектора.

Так слик и полуслик можно накачивать по максимуму (помня об индивидуальных ограничениях). Велосипед для кросс-кантри — от 2,7 до 3,5 атмосфер, для экстремальной езды — значения, средние от минимальных и максимальных.

Сезонность

Законы физики гласят, что большинство веществ при нагревании расширяются. То же происходит и с воздухом внутри велосипедного колеса. В теплые летние дни давление в нем повышается. Если накачать шины в прохладном помещении до 5 бар, а потом прокатиться в 30-градусную жару по раскаленному асфальту и затем воспользоваться манометром, можно заметить что количество бар выросло. Поэтому при высокой температуре на улице рекомендуют не накачивать колеса до предела. Иногда вместо подкачки даже потребуется стравить воздух. Обратная ситуация наблюдается зимой: на холоде воздух сжимается и камера теряет упругость. Потому в зимний период шина должна быть накачена сильнее, чем обычно.

Вес райдера

Здесь работает правило: чем выше нагрузка, тем больше накачивается шина. Если она будет сдута, то возможно повреждение как покрышки, так и конструкции колеса. Также для езды на таком велосипеде придется прикладывать больше усилий.

Однако проблемы возникнут и в том случае, если вес пользователя велик, а камера перекачена. Появятся дефекты обода: овальная деформация колеса, искривление его отдельных частей, его отклонение от центральной части вилки.

Оптимальный показатель давления можно рассчитать так: на каждый килограмм груза (вес райдера + взятое в дорогу) прибавляется 1 % от общего среднего давления камеры. При этом нужно учитывать, что заднее колесо подвергается большей нагрузке, чем переднее. Поэтому его шина накачивается чуть больше — разница должна составлять около 10%.

Из правила существует исключение — детский велосипед. Его можно рекомендовать накачивать по максимуму. Это обеспечит хороший накат — то, что нужно для начинающего велосипедиста.

Тип местности

Пункт, который в большинстве случаев является определяющим. Именно от того, где проходят велотренировки, зависит вид велосипеда. А потому этот показатель напрямую определяет основные характеристики транспортного средства, влияющие на выбор давления в воздушной камере.

Байки, предназначенные для езды по асфальту, накачивают в пределах от 6 до 8 бар, а при большом весе пользователя — до 10 бар. Высокая упругость снижает амортизацию (необходимость в которой ниже при езде по хорошей дороге), но обеспечивает отличный накат.

Для горных моделей манометр должен показывать от 2 до 2,3 бар, а при наличии амортизационной вилки — около 2,5. Такой показатель обеспечивает оптимальный накат без заметного снижения амортизационных качеств. Для фэтбайков значение можно снизить до 1,5 бар, чтобы улучшить проходимость по мягким рыхлым грунтам. Однако при выезде на твердую дорогу, их потребуется подкачать хотя бы до 2 бар.

Если велопрогулки планируются и по асфальтированным, и по грунтовым дорогам, то выбирают средние показатели. Они находятся в пределах от 2,2 до 3 бар.

Приведенные характеристики следует рассматривать в совокупности. Первоначально лучше ориентироваться на маркировку, проставленную на покрышках. В дальнейшем опытным путем, регулируя уровень накаченности колеса, получится установить приемлемое для себя соотношение наката и амортизации.

Как часто подкачивать велосипед

Частота подкачки шин также зависит от разновидности байка.  Шоссейные велосипеды требуется накачивать чаще других — это нужно делать перед выездом на прогулку. При этом контроль давления в камере рекомендовано проводить ежедневно.

Байки, предназначенные, для езды по пересеченной местности, проверяют минимум 3 раза в месяц. Сколько раз нужно подкачать колесо за этот период зависит от значений измерений. Обычно это требуется делать 1 раз в 2 недели.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
На вело
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: