Велосипед, как транспортное средство, набирает всё больше популярности в последнее время. Экологически чистый транспорт, полезен для здоровья, к тому же не нужно стоять в пробке. К сожалению, далеко не везде, а зачастую и вовсе нигде в наших городах не оборудованы велосипедные дорожки, что вынуждает велосипедистов выходить на проезжую часть.
Если когда-то научился ездить на велосипеде, то уже никогда не разучишься, гласит народная мудрость. Да и чему там, казалось бы, учиться? Но не тут-то было.
Велосипедисты теперь тоже участники дорожного движения. И не всегда, к сожалению, грамотные участники. Велосипедист едет наряду с железными и крепкими автомобилями, хорошо, если в шлеме. Но бывает, что и вовсе без всякой защиты.
В такой ситуации неплохо бы ему уметь читать знаки дорожного движения, разметки и жесты регулировщика. Целая глава правил движения отведена этому транспортному средству.
Во-первых, выезжать на дороги общего пользования разрешено только с 14 лет, поэтому не забудьте объяснить это своим детям.
Двигаться по дороге можно только в один ряд. Запрещено выезжать дальше одного метра от края проезжей части. А лучше всего, если Вы будете двигаться по тротуару, в том случае, если это возможно, в зависимости от количества пешеходов.
Бывают такие ситуации, когда правила разрешают велосипедисту выезжать на центр проезжей части, но только на короткое время для объезда препятствия. Совершать такие манёвры можно убедившись, что Вы не помешаете движению автотранспорта, не создадите помех, и для себя совершите этот манёвр абсолютно безопасно.
Существуют также специальные сигналы для велосипедистов. Их просто необходимо знать, если Вы передвигаетесь на велосипеде по городу.
Например, при повороте направо, вытяните правую руку. Другой вариант — поднять левую и согнуть её в локте. При повороте налево — с точностью наоборот. Таким образом, Вы предупредите других участников дорожного движения о намерении совершить поворот. Не забывайте, что водителю нужно время, чтобы сбросить скорость, поэтому подавать подобные сигналы следует заблаговременно.
Ещё один важный момент: велосипедист не может поворачивать налево или совершать разворот на тех дорогах, где присутствует трамвайное движение или на широких проезжих частях в несколько рядов в обе стороны.
При необходимости развернуться в такой ситуации, то велосипедисту следует превратиться на время в пешехода. Спешиться, перейти дорогу по пешеходному переходу или по светофору. Это снизит риск непредвиденных ситуаций, а также обезопасит Вас от столкновения и упростит ситуацию на дороге.
На тротуарах велосипедисты должны быть также предельно осторожны, чтобы не сбить прохожего с коляской или ребёнка.
Любителям «полихачить» следует помнить, что дороги у нас не всегда ровные, а чаще, как раз наоборот, всегда неровные. Поэтому, если Вы любите ездить без рук, например, то лучше проделывать подобные трюки на безопасных площадках, а не на проезжей части. Так как попавший под колесо, даже маленький незначительный камешек, может свернуть руль в сторону. И, если Вы в это время будете находиться на оживлённой дороге, то неизвестно, чем это может закончиться.
Не стоит также ездить вплотную за автотранспортом, так как внезапное торможение может привести к плачевным последствиям для велосипедиста. Объехать впереди идущую машину можно и не успеть. В любом случае внезапный выезд на встречную полосу или на обочину может грозить ещё худшими последствиями. Помните о дистанции и о том, что большие автомобили имеют так называемую «слепую зону». В любой экстренной ситуации Вы должны иметь возможность своевременно затормозить, не въехав при этом лицом в багажник машины.
Для перевоза детей на велосипеде, то его следует оборудовать специальным креслом. Ещё лучше, если Вы поставите на своего железного коня подножки, чтобы ребёнок не попал ногой в спицы колеса. Всё оборудование можно приобрести в спортивных магазинах.
Если же Вы решили сэкономить на такси и перевезти громоздкие вещи на велосипеде, то знайте, что это не очень хорошая идея. Мало того, что это запрещено правилами, так ещё и опасно для Вас самих. Особенно если предмет выступает за габариты велосипеда более чем на полметра. Проезжающий мимо водитель может не заметить предмета и зацепить Вас своим автомобилем.
И ещё один немаловажный момент — это экипировка велосипедиста. Помните, что при езде на велосипеде вы затрачиваете много физических сил. Одежда должна быть соответствующей, а также лёгкой и удобной. Позаботьтесь и об обуви. Существуют контактные педали, а к ним можно подобрать специальные кроссовки. Они улучшат сцепку ноги с педалью, что придаст Вашему движению больше уверенности.
Сумки тоже лучше использовать удобные, а также плотно прилегающие к телу рюкзаки, или поясные сумки для бега. Заранее позаботьтесь о лямках: их лучше затянуть потуже, чтобы ничего никуда не съезжало во время движения, и не перетягивало Вас на бок и не сковывало движений.
Не забывайте проверять состояние своего железного друга. Исправность всех его составляющих: руля, колёс, тормоза и так далее — это залог Вашего безопасного движения.
Выезжая на проезжую часть, Вы становитесь участником дорожного движения, на Вас также распространяются правила дорожного движения, не стоит об этом забывать.